Развитие фонематического восприятия у ребенка

Развитие фонематического восприятия у ребенка

Любой ребенок с самого рождения обучается. Скорость его развития определяется многими факторами, один из которых – правильный подход родителей к процессу обучения малыша. Чтобы совершенствование навыков происходило быстрей, малыш должен понимать, что ему хотят сказать родители, улавливать основную мысль, суть.

Для ускорения усваивания материала требуется, чтобы дети осознавали звуковую структуру слов, могли различать звуки, анализировать полученные данные.

Фонематический слух помогает ускорить процесс развития, так как дитя понимает, что ему пытаются донести. Проводить занятия следует только в виде игры, ведь в иных случаях обучение может стать скучным, не понравиться детям. Обучение в игровой форме интерес к получению новых знаний, будет прослеживаться явная положительная динамика в развитии. Малыши в случае верного подхода будут подготовлены к дальнейшему развитию, проходящему в школе.

Развитие фонематического слуха

Положительные свойства развитого фонематического слуха

Фонематическое восприятие – это способность правильно понимать фонемы, улавливать звуки в слове. Хорошим способом улучшения навыков письма и чтения является развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Ребенок будет произносить слова четко, правильно выстраивать предложения, овладеет в раннем возрасте важными принципами построения предложений, освоит чтение и письмо намного быстрей.

Чтобы ребенок произносил слова правильно, то есть имел четкую дикцию, важно правильно развить у него звукопроизношение. Оно напрямую связано со слухом, ведь дитя учится произносить так, как слышит от других. Хорошая дикция появится при нормальном развитии артикуляционного аппарата. Важно ясно и четко произносить каждый отдельный звук, который потом будет сложен в слова.

Умение услышать звуковой строй в языке и понять, как они располагаются – важная составляющая хорошей дикции. Если ребенок не может выговаривать слова правильно, первым делом следует научить его слышать их, осознавать, как правильно они должны произноситься.

Раннее развитие детей

Игра как способ развития

Основная методика получения навыков для дошкольников является игра. Важно создать ситуацию, чтобы в итоге проанализировать имеющиеся и полученные знания, дать понять малышу правила, сформировать в процессе обучения условия для усиления требуемых навыков.

Суть игр на развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет – простимулировать речевую активность, создать условия, при которых познания в требуемой области усилятся, появится дополнительный интерес к процессу обучения. Чтобы определить, в каком направлении развивать ребенка, следует обследовать фонематические процессы. Так можно существенно повысить эффективность обучения.

Развивают маленьких учеников практически любые игры, но можно построить игровые занятия таким образом, чтобы время было проведено с максимальной пользой.

Основные сложности у детей 7 лет и старше при развитии фонематического слуха:

  1. Малышам трудно повторять ряды из нескольких рядов, где присутствуют согласные звуки, различающиеся по звонкости.
  2. Замещение звуков, смещение, изменение и перенос слогов из одного ряда слов в другой.
  3. Узнавание звука среди прочих в ряду иных слогов.

Обучение малыша

 

Проводя работу по развитию фонематического слуха у дошкольников, профессионалами сделаны определенные выводы:

  • у малышей изначально плохо развито фонематическое восприятие. Им сложно на начальном этапе произносить отдельные звуки, правильно понимать слова в целом. Если не заниматься с детьми, нарушение фонематического слуха исправить будет с каждым годом сложней;
  • самая большая сложность возникает при узнавании определенных звуков в словах. Детям сложно определить, правильно ли произнесено слово, то есть выявить ошибки в произношении;
  • важно развивать речевое внимание, чтобы улучшить фонематическое восприятие.

Чтобы ускорить развитие малышей в заданном направлении, нужно акцентировать внимание на слабых сторонах, которые были указаны выше. Взрослый исправляет, подсказывает до тех пор, пока не будет получаться правильно.

Игры для развития фонематического слуха

Для повышения верных качеств были придуманы игры, помогающие в развитии. Проходят игровые занятия в несколько этапов. Игр для развития фонематического слуха у детей 4-5 лет много, важно заниматься с малышом регулярно, чтобы не потерять достигнутые результаты.

Восприятие произнесенных звуков

Для детей с нарушением слуха можно придумать игры полегче или проводить с ним занятия упрощенным способом. Обучение проходит в игровой форме, чтобы не утомлять его. На данном этапе развития слуха у детей 3 лет и старше, подходят следующие игры:

  1. «Определи откуда звук». Требуется несколько звонких игрушек: погремушка, колокольчик, свисток, барабан и др. Взрослый говорит малышу, чтобы тот послушал и запомнил звуки от каждого предмета. После все предметы закрываются от ребенка, чтобы он не смог видеть, от чего исходит звук. Нужно попытаться понять только с помощью слуха, какой предмет из тех, что он слушал, издает сейчас звук. Со временем можно расширять количество применяемых игрушек.
  2. «Угадай действие». Раскладываются определенные предметы, знакомые ему. Далее за ширмой взрослый проделывает любые действия с предметами: режет или мнет бумагу, переливает воду из стакана в стакан, бросает ключи на столик и т.д. После каждого действия взрослого, нужно рассказать, что он услышал и что понял о предмете, с которым было произведено действие. Можно для разнообразия поменяться ролями с ребенком и попытаться узнать, что делает сейчас дитя с имеющимися вещами.

Игра на развитие фонематического слуха

РЕКЛАМА
 

Различие звуков

Можно много узнать о том, как развить фонематический слух у ребенка 4 лет и старше, но делать все нужно правильно, постепенно. Смысл игр на данном этапе состоит в том, чтобы обучить малышей различать голосовой тембр. Произносятся одинаковые слова, звуки, словосочетания, но с разной интонацией. Подходящие для этого игры и упражнения для развития:

  1. «Пойми, кто». Игра может проходить с участием всех членов семьи. Ребенок должен понять по произнесенной фразе, кто его позвал. Во время произнесения, он, естественно, оборачивается. Сначала произносятся длинные фразы, затем они укорачиваются, чтобы в итоге получились простые возгласы типа «Ау» или «Эй» и т. д. Дальше, чтобы игра немного усложнилась, меняется громкость голоса. Сначала взрослые говорят высоким голосом, затем низким, измененным.
  2. «Повторяшка». Детям или взрослым, среди которых проходит игра, требуется произнести звук, подражающий возгласу какого-либо животного (помяукать, как кот, или полаять, как пес). Нужно понять, насколько громко были произнесены звуки и повторить их с той же силой.
  3. «Эхо». Требуется произнести один звук или фразу с разной силой в голосе, разным эмоциональным оттенком. Ребенок должен повторить за произносящим все в такой же манере.

Упражнения для развития восприятия

Различие похожих слов

Чтобы у малыша нормально развивалась фонетическая ритмика, подходят следующие игры, способствующие формированию новых умений:

  1. «Правильно – неправильно». Малышу дается 2 одинаковых предмета с разным окрасом. Подойдет, например, кружок с красным и зеленым цветом. Взрослый произносит слово в правильной его форме, например «стол», а ребенок должен понять, верно ли произнесено слово и поднять, если верно, зеленый круг. Если слово произнесено, по мнению малыша, неверно, поднимается красный круг. Требуется целая линия похожих слов: штол-столь-спол-стол-шлол, чтобы ребенок научился определять, как правильно произносятся слова и понимал их структуру.
  2. «Хлопать-топать». Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если произносимые взрослым пары слов похожи между собой: майка-пайка, кубик-тюбик… При произнесении непохожих словесных пар, нужно топнуть: майка-домик, слово-ковер и т. д.
  3. «Определи ошибку». Ребенок должен прослушать простое стихотворение, где заменено одно слово, которое рифмуется, на слово без рифмы. Требуется определить это слово.
  4. «Найди слово». Ребенок должен прослушать ряд похожих между собой слов и определить, какое из них лишнее. Пример: стог-рог-человек-сапог, каток-сток-поток-рог-моток.
  5. «Придумай слово». Здесь требуется дать возможность малышу самому пофантазировать. Взрослый зачитывает стихотворение без одного рифмуемого слова и дает возможность малышу самому подобрать то, что должно быть в стихе. Например: белый снег, вокруг дома, в гости к нам пришла… (зима). Можно самостоятельно придумать похожие упражнения на развитие ребенка.

Повторение слогов

РЕКЛАМА
 

Различие слогов

Для развития навыков подойдет следующий список игр:

  1. «Повторялки». От учащихся детей требуется повторение слогов, в которых меняется ударение. Произносится несколько одинаковых сочетаний, например «та-та-та», три раза. Но в каждой попытке ударение ставится на разное сочетание. Ребенок должен понять и попытаться повторить это. Усложнение задачи: произносятся разные сочетания букв.
  2. Ребенок должен дать знать, когда взрослый произносит слог, который в ряду лишний: па-ба-да-не-ха, оп-ап-бы-уп и т. д.
  3. Чтобы выполнить упражнения из этого ряда, требуется понять, из скольких частей состоит слово. Для этого он может похлопать в ладоши такое же количество раз или ударить по столу ладошкой. Например: че-ло-век – 3 удара в ладошки, ме-шок – 2 удара по столу и т. д. важно произносить слово вначале с четким разделением на слоги, помогать разобраться, после этого усложнять задачу, проговаривать его без замедления.

Различие в фонемах

Ребенок должен определить фонему среди ряда других звуков. Взрослый произносит один звук, например «Ф». Далее, когда он запомнил его, произносится ряд звуков, среди которых присутствует тот самый звук: «п-р-х-ш-т-ф-с». Важно произносить не «Пэ», а «П», не «Эр», а «Р», чтобы можно было определить первичный звук.

Другой пример игры, при которой развивается фонетическая ритмика: взрослый произносит звуки, которые издают живые существа, насекомые. Ребенок пытается запомнить, какой звук относится к какому существу. Далее произносится звук, а дитя определяет, кто его произносит. Можно придумать еще много подобных игр на развитие фонематического слуха для детей, главное – давать регулярные уроки, которые будут постепенно развивать его восприятие.

 
 
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации